Версия для слабовидящих transparent_line
Барановичский районный
исполнительный комитет
(
fotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_image
Belorussia_map
)
Меню
h_line_delimetr
Руководство по разработке СУОТ

РУКОВОДСТВО ПО СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
(примерное)

Глава 1
Общие положения

1. Настоящее Руководство по системе управления охраной труда (далее - Руководство) разработано на основании требований нормативных правовых актов Республики Беларусь, применимых к деятельности _______________ (наименование организации; далее - Организация), в т.ч. государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования».

2. В системе управления охраной труда применяются следующие основные термины и их определения:

аттестация рабочих мест по условиям труда - система учета, анализа и комплексной оценки на конкретном рабочем месте всех факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности;

безопасные условия труда - условия труда, при которых исключено воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;

вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях может привести к снижению работоспособности и (или) заболеванию (в зависимости от уровня и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным);

высшее руководство - учредитель(и) и руководитель Организации;

заинтересованная сторона - лицо или группа лиц на рабочем месте или вне его, которые заинтересованы в результативности охраны труда в Организации;

запись - документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности;

идентификация опасности - установление наличия опасности и определение ее характеристик;

инструкция по охране труда - локальный нормативный правовой акт, содержащий требования по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг);

корректирующее действие - действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации;

несоответствие - невыполнение требования охраны труда;

несчастный случай на производстве - событие, в результате которого работающий получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им трудовых обязанностей как на территории Организации, так и в ином месте, где работающий находился в связи с работой или совершал действия в интересах Организации, либо во время следования на транспорте, предоставленном Организацией, к месту работы или с работы, и которое повлекло необходимость перевода работающего на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть;

нормативный правовой акт (НПА) - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение;

опасность - источник или ситуация с возможностью нанесения вреда жизни или здоровью работающего;

опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях способно привести к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья либо к смерти;

охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства;

оценка риска - весь процесс оценки величины риска и принятия решения, является ли риск приемлемым с учетом осуществляемых мер управления;

паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда - документальное оформление оценки фактического состояния условий и охраны труда в целях разработки и реализации мероприятий по приведению их в соответствие с законодательством об охране труда;

политика в области охраны труда - официально выраженные высшим руководством общие намерения и направления деятельности Организации, связанные с результативностью охраны труда;

постоянное улучшение - повторяющийся процесс улучшения системы управления охраной труда с целью повышения результативности охраны труда в соответствии с политикой в области охраны труда Организации;

правила по охране труда - нормативный правовой акт, содержащий требования по охране труда, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в т.ч. при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда;

предупреждающее действие - действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации;

приемлемый риск - риск, уменьшенный до уровня, который Организация может допустить с учетом своих обязательств по соблюдению применимых законодательных требований и собственной политики в области охраны труда;

профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание работающего, вызванное воздействием на него вредного и (или) опасного производственного фактора трудового процесса, повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть;

профессиональный риск - вероятность повреждения здоровья или утраты трудоспособности либо смерти работающего в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

процедура - установленный способ осуществления деятельности или процесса;

работающие - граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам в Организации, а также привлекаемые к выполнению работ (оказанию услуг) Организацией в порядке и на условиях, установленных законодательством;

работодатель - Организация;

рабочее место - место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности;

результативность охраны труда - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов;

риск - сочетание вероятности опасного события и его последствий;

система управления охраной труда (СУОТ) - часть системы управления Организации, предназначенная для реализации политики в области охраны труда Организации, а также для управления рисками;

средства индивидуальной защиты (СИЗ) - средства защиты, надеваемые на тело человека или его части и (или) используемые им, предназначенные для предотвращения или уменьшения воздействия на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения и при работе в неблагоприятных температурных условиях;

технические нормативные правовые акты (ТНПА) - технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты, в т.ч. государственные стандарты Республики Беларусь, стандарты организаций, технические условия, авиационные правила, зоогигиенические, ветеринарные, ветеринарно-санитарные нормы и правила, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, нормы и правила пожарной безопасности, государственные классификаторы технико-экономической информации, формы государственных статистических наблюдений и указания по их заполнению, методики по формированию и расчету статистических показателей, инструкции по организации и проведению несплошных (выборочных) государственных статистических наблюдений, утвержденные (введенные в действие) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

типовая инструкция по охране труда - нормативный правовой акт, определяющий требования по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), на основе которого работодатели разрабатывают с учетом местных условий и специфики своей деятельности инструкции по охране труда;

требования по охране труда - нормативные предписания, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности, содержащиеся в НПА, в т.ч. ТНПА;

условия труда - совокупность факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности;

цель в области охраны труда - цель, которую устанавливает Организация для достижения результативности охраны труда.

3. Основная цель СУОТ - создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности.

4. Основные задачи СУОТ:

предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

управление рисками, в т.ч. устранение либо снижение их до приемлемого уровня;

постоянное улучшение условий и охраны труда.

5. Система управления охраной труда Организации основывается:

на определении актов законодательства, содержащих государственные нормативные требования по охране труда, распространяющихся на деятельность Организации;

выявлении опасностей (опасных и вредных производственных факторов) и оценке соответствующих им рисков, связанных с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности Организации;

определении политики и целей (задач) в области охраны труда;

разработке мероприятий для достижения целей и выполнения задач в области охраны труда;

разработке документов, необходимых для результативного функционирования СУОТ Организации;

проверке и анализе СУОТ.

6. В СУОТ предусмотрены:

планирование показателей условий и охраны труда;

организация исполнения принятых решений;

контроль исполнения принятых решений и оценка их эффективности;

анализ информации о выявленных в процессе контроля нарушениях требований по охране труда, потенциальных опасностях в деятельности работающих Организации;

порядок принятия управленческих решений по улучшению СУОТ;

адаптация СУОТ к изменяющимся обстоятельствам, возможность оперативного решения непредвиденных проблемных ситуаций в области охраны труда;

возможность интеграции СУОТ в общую систему управления (менеджмента) Организации в виде подсистемы.

Глава 2
Политика в области охраны труда

7. Политика в области охраны труда как общие намерения и направления деятельности Организации, связанные с результативностью охраны труда, содержится в Программе и Инструкции вводного инструктажа по охране труда в виде обязанностей и прав работодателя и работающего в области охраны труда.

8. Программа и Инструкция вводного инструктажа по охране труда доводятся до сведения заинтересованных сторон при вводном инструктаже по охране труда.

Глава 3
Идентификация опасностей и оценка рисков

9. В Организации обеспечиваются определение (идентификация) опасностей, оценка рисков, связанных с деятельностью Организации, согласно ГОСТ 12.0.003-74 «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация», другим НПА, в т.ч. ТНПА, а также требованиям безопасности, изложенным в эксплуатационной документации организаций - изготовителей оборудования.

10. Опасности (опасные и вредные производственные факторы) отражаются:

в Программе и Инструкции вводного инструктажа по охране труда - для всех заинтересованных сторон;

инструкциях по охране труда - для профессий и видов работ.

11. При определении (идентификации) опасностей, оценке рисков учитываются:

состояние и динамика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, другие происшествия, ситуации и обстоятельства, которые могут привести к травме или заболеванию работающих;

организация работ, рабочих мест, технологических процессов;

техническое состояние территории, зданий и сооружений, производственной среды;

характеристика эксплуатируемого оборудования, применяемых материалов и веществ, СИЗ;

другие факторы производственной среды и трудового процесса.

Оценивается текущая и планируемая на перспективу деятельность Организации.

12. Оценка рисков в Организации реализуется в рамках аттестации рабочих мест по условиям труда согласно Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.02.2008 № 35.

13. Для оценки рисков от опасностей (опасных и вредных производственных факторов), которые не рассматриваются при аттестации рабочих мест по условиям труда, в Организации предусмотрена процедура идентификации опасностей, оценки рисков и определения мер управления.

14. В целях снижения рисков в Организации осуществляются мероприятия, предусматривающие:

устранение непосредственного контакта работающих с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, комплектующими изделиями (узлами, элементами), готовой продукцией и отходами производства, оказывающими опасное и вредное воздействие;

замену технологических процессов и операций, связанных с возникновением опасных и вредных производственных факторов, процессами и операциями, при которых указанные факторы отсутствуют или не превышают предельно допустимых концентраций, уровней;

комплексную механизацию, автоматизацию, применение дистанционного управления технологическими процессами и операциями при наличии опасных и вредных производственных факторов;

применение средств коллективной и индивидуальной защиты и др.

15. Управление рисками осуществляется путем планирования мероприятий по охране труда.

Глава 4
Планирование мероприятий по охране труда

16. В Организации в соответствии с Положением о планировании и разработке мероприятий по охране труда, утвержденным постановлением Минтруда РБ от 23.10.2000 № 136, разрабатывается, документально оформляется и анализируется план мероприятий по охране труда.

17. Каждое осуществленное мероприятие принимается и оформляется актом комиссии, в которую как минимум включаются ответственный за организацию работы и контроль по охране труда в Организации, работник бухгалтерии и руководитель работающих, для которых выполнено мероприятие.

18. По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда при необходимости разрабатывается план мероприятий по улучшению условий труда.

Глава 5
Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда

19. Разработку, внедрение, функционирование и улучшение СУОТ организует руководитель Организации непосредственно либо через назначенного ответственного за организацию работы и контроль по охране труда.

20. В Организации положением об организации работы по охране труда, должностными инструкциями и другим установлены обязанности работающих по вопросам охраны труда, в т.ч.:

по разработке, внедрению и обеспечению функционирования СУОТ;

обеспечению выполнения требований по охране труда на рабочих местах, при выполнении работ;

проведению мероприятий, направленных на предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев и аварий, улучшение условий и охраны труда;

контролю соблюдения законодательства об охране труда, функционирования СУОТ и выработке предложений по ее улучшению.

21. Руководители, специалисты и рабочие Организации проходят обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175.

22. Ответственность за организацию своевременного и качественного проведения обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда в Организации возлагается на ее руководителя, в структурных подразделениях Организации - на руководителей структурных подразделений.

23. Руководители структурных подразделений Организации и другие должностные лица, на которых возложены обязанности по обеспечению безопасных условий труда, проводят с работающими и другими лицами первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи по охране труда.

24. Работающие информируются о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте (собрания, совещания, плакаты, обучение, инструктаж, стажировка, приказы или др.).

25. Работающие Организации обучаются (инструктаж, тренировки и т.д.) действиям в аварийных ситуациях (пожар и т.д.), порядку применения средств коллективной и индивидуальной защиты.

26. Организация разрабатывает методы выявления и предотвращения аварийных ситуаций, мероприятия по локализации и ликвидации их последствий, порядок действий в них персонала (инструкции по охране труда, планы эвакуации или др.), периодически проверяет его подготовленность к таким действиям. Указанные мероприятия предусматривают:

назначение ответственных лиц, осуществляющих руководство персоналом в аварийной ситуации;

способы оповещения об аварии (сиреной, по телефону, радио и др.);

описание действий персонала при аварийной ситуации;

необходимость и последовательность выключения электроэнергии, оборудования и другие мероприятия, способствующие спасению работающих и предотвращению осложнения аварии;

защиту документации и оборудования, порядок эвакуации работающих и материальных ценностей;

связь с органами государственного управления и аварийными службами;

обеспечение необходимым пожарным и аварийным оборудованием, средствами оказания первой помощи потерпевшим;

другие мероприятия.

27. Мероприятия по готовности к аварийным ситуациям, их предотвращению и ликвидации их последствий периодически анализируются (собрания, совещания, контроль или др.) и при необходимости корректируются.

Глава 6
Документация системы управления охраной труда

28. В Организации на основе настоящего Руководства разработаны и утверждены другие локальные НПА по охране труда, которые обеспечивают внедрение, функционирование и улучшение СУОТ.

29. Документация по охране труда, включая акты законодательства, содержащие государственные нормативные требования по охране труда, распространяющиеся на деятельность Организации, настоящее Руководство, сведения об обучении, инструктаже, стажировке, проверке знаний работников по вопросам охраны труда, аттестации рабочих мест по условиям труда, о результатах проверок состояния охраны труда и анализа руководством СУОТ, хранится в течение установленных сроков согласно номенклатуре дел Организации.

30. Документационное обеспечение управления в Организации осуществляется, в частности, на основании Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановление Минюста РБ от 19.01.2009 № 4.

31. В Организации назначаются лица, ответственные за разработку, обновление и хранение документов по охране труда.

32. Документация по охране труда доступна для работающих и своевременно доводится до их сведения, постоянно актуализируется.

Глава 7
Проверка и анализ системы управления охраной труда

33. Проверки в области охраны труда в Организации проводятся согласно:

Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 26.12.2003 № 159;

Инструкции по проведению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 04.02.2004 № 11.

34. Несчастные случаи и профессиональные заболевания в Организации расследуются и учитываются согласно Правилам расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30.

35. Высшее руководство Организации по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал проводит анализ:

деятельности структурных подразделений и работающих по соблюдению требований по охране труда;

причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, инцидентов и аварий, оценки эффективности предупредительных мер по устранению их причин;

результативности функционирования СУОТ, ее соответствия поставленным целям (задачам).

36. По результатам анализа состояния условий и охраны труда, оценки результативности функционирования СУОТ высшим руководством Организации вносятся необходимые изменения в политику, цели (задачи, мероприятия) в области охраны труда.

Вниманию руководителей организаций Барановичского района!

О внедрении системы
управления охраной труда

На основании статьи 17 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» (в редакции Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года) разработка, внедрение и поддержание функционирования системы управления охраной труда (далее – СУОТ), обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработка и реализация мероприятий по улучшению условий и охраны труда является юридически обязательной процедурой для субъектов хозяйствования всех форм собственности!

Невыполнение данного требования законодательства об охране труда в соответствии со ст. 9.17. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях влечет административную ответственность в виде штрафа в размере до 40 базовых величин, а при повторном нарушении в течение года – до 50 базовых величин.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Контактная информация
Барановичский районный
исполнительный комитет
225409, г.Барановичи, ул.Советская, 79,
e-mail: kanc_brik@barrik.gov.by
Режим работы: с 8.00 до 17.00,
обед с 13.00 до 14.00,
выходные дни: суббота, воскресенье
8-0163-42-44-75

Баранавіцкі раённы выканаўчы камітэт
225409, г.Баранавічы, вул.Савецкая, 79,
e-mail: kanc_brik@barrik.gov.by
Рэжым работы: з 8.00 да 17.00,
абед з 13.00 да 14.00,
выхадныя дні: субота, нядзеля
8-0163-42-44-75
h_line_delimetr
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Барановичский районный
исполнительный комитет
225409, г.Барановичи, ул.Советская, 79,
e-mail: kanc_brik@barrik.gov.by
Сайт разработан
БОКУП "Центр внедрения научно - технических разработок"
Каменецкий Брестский Малоритский Жабинковский Пружанский Кобринский Берёзовский Дрогичинский Ивацевичский Ивановский Барановичский Ляховичский Ганцевичский Пинский Лунинецкий Столинский